Александр Сергеев рассказал о пути из танцовщика в постановщики и объяснил, как хореография способна изменить мышление.
Александр Сергеев танцует в одном из ведущих театров России более двадцати лет. Освоив большую часть сложнейших балетных партий, шесть лет назад он дебютировал в роли балетмейстера и представил на сцене Мариинского театра композицию в жанре современного танца «Не вовремя» на музыку бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса. Три пары танцовщиков рассказывают зрителю свои истории, которые в финале сливаются воедино. Языком танца постановщик рассказал о взаимоотношениях одних и тех же характеров в разные периоды жизни. В этом сезоне Александр впервые представил постановку в Сириусе и исполнил в ней одну из партий.
«Искусство — это математика. Всё можно посчитать. Музыка — это звуковысотность, которая вычисляется в герцах, размерность, определённое количество тактов. Это золотое сечение в архитектуре, стилистика в литературе», — считает постановщик.
О карьере балетмейстера артист не задумывался. Всё решил случай: несколько лет назад он услышал «Вальс да Дор» Эйтора Вила-Лобоса, ставший впоследствии основой для балета «Не вовремя».
При работе над спектаклем Александр чаще всего отталкивается от музыки: она вдохновляет на создание хореографического рисунка, характеров героев. Но бывают исключения — например, в балете «Двенадцать», по поэме Александра Блока, одной из главных составляющих стал текст, а сам постановщик выступил в роли танцовщика и чтеца.
Александр Сергеев не только ставит собственные спектакли, но и продюсирует их. Добиваться высоких результатов балетмейстеру помогает требовательность к себе: «Я очень самокритичен. Редко бываю доволен собой. Иногда это мешает, но я не могу и не хочу быть хуже, чем был вчера». Достигать высокой планки артиста вдохновляют такие профессионалы, как Уильям Форсайт и Джордж Баланчин — признанные хореографы мирового уровня с собственным уникальным стилем. Опыт работы с ними заставил артиста иначе посмотреть на танец. «Встреча с разными хореографами — ценный опыт. Непривычная хореография даёт развитие мозга. Начинаешь иначе мыслить, воспринимать пластику, взаимодействовать с пространством. Это не просто расширение физических данных, а открытие другого способа мышления», — считает постановщик.
Встреча с Александром Сергеевым прошла в преддверии финального гала-концерта звёзд балетной труппы Мариинского театра и стала завершающим событием просветительской программы проекта «Дни танца в Сириусе».
Проект «Дни танца в Сириусе» под художественным руководством прима-балерины Большого театра, народной артистки России Светланы Захаровой проходит на федеральной территории в третий раз. В этом сезоне в рамках проекта были представлены не только классические и современные постановки, но и народная хореография.