Желатин — это вещество, которое получают из коллагена, содержащегося в шкурах и костях млекопитающих, например, свиней или коров. Он широко применяется в пищевой промышленности. Однако возможности желатина выходят далеко за рамки кухни: он используется в производстве лекарств, косметике и даже медицинских имплантатах.
Раньше рыбный желатин был менее востребован из-за низкой температурной устойчивости, при этом при переработке рыбы образуется около 30% отходов, пригодных для создания вещества. Проблема в том, что оно имеет более низкую температуру плавления, чем свиной или говяжий. Это связано с особенностями строения молекул коллагена, из которого производят желатин. В рыбьем коллагене меньше аминокислот, отвечающих за прочность и устойчивость структуры. Кроме того, из рыбного желатина плохо получаются упругие гели. Это ограничивает его применение в качестве основы для биоматериалов, требующих высокой прочности.
Проблема была решена путем комбинирования его с натуральными полисахаридами — κ-каррагинаном, альгинатом и хитозаном. Эти вещества усиливают связи между молекулами желатина, делая его более устойчивым к нагреванию и подходящим для создания прочных гелей.

Группа учёных из Университета «Сириус», Мурманского арктического университета, а также Казанского института биохимии и биофизики обратила внимание на потенциал отходов рыбной промышленности в производстве желатина и провела ряд экспериментов, направленных на решение этой проблемы. Учёные изучали, как различные природные полисахариды могут улучшить свойства рыбного желатина. Химики решили комбинировать его с натуральными полисахаридами, такими как κ-каррагинан, альгинат и хитозан. Эти вещества часто встречаются в природе и способны усиливать связи между молекулами желатина.
Оказалось, что все три полисахарида способны образовывать стабильные комплексы с желатином. В эксперименте учёных это приводило к укреплению структурной сети геля и повышению его термической стабильности. Так, κ-каррагинан образовывал особенно прочные связи с желатином и делал его структуру плотной и устойчивой к высоким температурам. Добавление альгината делало расположение молекул в веществе более упорядоченным и помогало желатину сохранять форму даже при нагревании. Что касается хитозана, то он немного по-другому взаимодействовал с желатином, чем остальные полисахариды. Это вещество делало частицы желатина меньше, однако при этом они также становились более устойчивыми к нагреванию. Учёные объясняют это различиями в химической природе данных полисахаридов.
«Применение уникальной установки малоуглового рентгеновского рассеяния в Научно-технологическом университете „Сириус“, а также сотрудничество с ведущими учёными из Казани и Мурманска позволило детально исследовать структуру комплексов с желатином и лучше понять их физико-химические свойства», — рассказывает один из соавторов исследования, руководитель направления «Биоматериалы» Научного центра генетики и наук о жизни Университета «Сириус», доктор химических наук, профессор Дмитрий Иванов.

Помимо применения в пищевой промышленности, авторы видят потенциал своей разработки и в фармакологии. Рыбный желатин переваривается быстрее, чем свиной или говяжий, поэтому из него можно изготавливать биокапсулы для препаратов. Высокая скорость усваивания рыбного белка позволит лекарствам быстрее высвобождаться из оболочки и достигать своей цели. Добавление же полисахаридов придаст капсулам нужную прочность.
Статья уже опубликована в журнале Molecular Sciences.