В рамках проекта для поклонников барокко и оперы состоялись концерты, лекции и творческие встречи.
C 1 по 27 октября музыкальные программы представили ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского и артисты Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова под управлением дирижеров Андрея Лебедева, Клемана Нонсье, Юлии Сенюковой.
C 1 по 27 октября музыкальные программы представили ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского и артисты Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова под управлением дирижеров Андрея Лебедева, Клемана Нонсье, Юлии Сенюковой.
«Впервые мы объединили в одном проекте два направления – барокко и оперу. Проект полностью оправдал название – “Музыкальные шедевры”: в исполнении ведущих музыкантов направления звучали всемирно известные и популярные сочинения, а также редко исполняемые жемчужины жанра. “Дни барокко в Сириусе” прошли в сотрудничестве с Филиппом Чижевским и его ансамблем Questa Musica, “Дни оперы в Сириусе” представила “Новая Опера”. Слушателями концертов и просветительских мероприятий проекта стали около 5 000 человек», – отметил Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех».
В Международный день музыки, 1 октября, проект открыл один из ведущих коллективов старинного исполнительства – ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Музыканты представили три программы. Первый вечер посвятили французскому барокко. Во второй вечер прозвучали «Времена года» Антонио Вивальди. В завершение серии барочных концертов был представлен жанр инструментального концерта Concerto grosso.
Вторую часть проекта, «Дни оперы в Сириусе», представил Московский театр «Новая Опера» имени Е.В. Колобова. Коллектив театра выступил под управлением трех разных дирижеров, познакомив слушателей с русской и французской оперой XIX века.
27 октября проект завершился исполнением духовных сочинений советских и современных композиторов, прозвучавших в исполнении хора «Новой Оперы» имени Е. В. Колобова. Открыл вечер «Покаянный канон» эстонского композитора Арво Пярта на стихи православного проповедника Андрея Критского, жившего в VII веке. Атмосферу создавала необычная расстановка – музыканты пели, стоя в кругу.
Во втором отделении прозвучал Концерт для хора Альфреда Шнитке, написанный в 1984–1985 годах. Стимулом к созданию произведения послужил литературный первоисточник – «Книга скорбных песнопений» средневекового армянского монаха, философа, богослова, поэта Григора Нарекаци. Несмотря на современность музыкального языка Концерта, в нем слышны отголоски старинных армянских мотивов. Ощущаются в сочинении и русские корни – прежде всего, хоровые концерты композиторов XVIII века. Оба сочинения прозвучали a cappella под управлением главного хормейстера «Новой Оперы» Юлии Сенюковой.
«Изначально я искала пару к Концерту для хора Шнитке. Поиски затянулись: ничего подходящего к этому самодостаточному сочинению не попадалось. Случайно я подумала про Пярта. Мы пели другие сочинения композитора, но к “Покаянному канону” никогда не обращались. Попробовали – и все сошлось. С одной стороны, два отделения контрастны, но в то же время перекликаются между собой», – отметила Сенюкова.
В рамках просветительской программы проекта состоялась творческая встреча с основателем, художественным руководителем ансамбля Questa Musica Филиппом Чижевским. Модератором выступил эксперт в области музыки эпохи барокко Роман Насонов. Кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории и Московского университета также прочитал лекцию на тему истории возникновения и особенностей нового рода музыки, возникшего на рубеже XVII и XVIII веков – «большого концерта» (concerto grosso). В преддверии заключительного концерта проекта лекцию об истории музыки и культуры, личностях Пярта и Шнитке, особенностях их произведений провел скрипач и дирижер Илья Гайсин.
Проект «Музыкальные шедевры» реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Проект «Музыкальные шедевры» реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.