9 Мая Новости ФТ


«Катюша» и «Аврора»: истории о подвигах людей в Великую Отечественную войну

Рассказываем о тружениках тыла, которые приближали День Победы всеми силами.

Мы уже рассказали о библиотекаре и музейных работниках. Остальные истории можно узнать на экспозиции «Во имя Победы! Истории о подвигах людей в тылу». Выставка находится на Бульваре Надежд, она будет открыта по 12 мая.

В сочинских мастерских ковалось оружие, да ещё какое — горная «Катюша». В августе 1942 года военный инженер Александр Фомич Алфёров предложил силами мастерской, которая развернулась на базе санатория «Кавказская Ривьера», изготовить переносную версию установки для снарядов М-8. Её можно было легко разобрать и собрать, а также установить на автомобиль, дрезину или другой вид транспорта. Героями этой истории также стали сочинские рабочие: токари, машинисты, слесари и механики. Михаил Васильевич Андрианов, токарь сочинского железнодорожного депо, работал в одной из бригад по сборке новых «Катюш». Он вспоминал, что трудиться у станка приходилось в полной секретности по 16–18 часов, а условия были сложными: не хватало нужных инструментов и материалов. Сборку установок развернули в двух цехах: первый дислоцировался в гараже санатория «Кавказская Ривьера», второй — на базе железнодорожных мастерских депо станции «Сочи», где работал Михаил Васильевич. «Мы не покидали цех сутками, но не жаловались на отсутствие отдыха. Спать ложились только во время воздушной тревоги, когда отключали свет», — писал он в своих воспоминаниях.

По распоряжению командования Черноморской группы войск в железнодорожных мастерских депо станции «Сочи» на обычные дрезины начали устанавливать защиту из броневых листов. На крыше размещалось по две 12-зарядные установки М-8-12 с возможностью кругового обстрела. Установки были оборудованы системой электропуска и управлялись из внутреннего пространства (салона) дрезины. Ответственность за их исправность была возложена на механика Алексея Павловича Строева. Запасных частей, токарных и фрезеровочных станков в мастерской не было. Но мастер выходил из положения: снимал запасные части с разбитых и брошенных после бомбёжек автомашин. Работать приходилось без выходных по 12–14 часов: «Мы не знали, что за оружие это будет. Это был большой государственный секрет», — писал Алексей Павлович. Из оборудованных дрезин в октябре 1942 года был полностью сформирован 1-й отдельный гвардейский миномётный дивизион моряков. Одна из дрезин, в экипаж которой вошли моряки-черноморцы, получила название «Аврора».

Читайте также

Все новости