Одна из 14
Санно-бобслейная трасса — один из самых редких спортивных объектов. Всего в мире было построено 30 трасс, из них на сегодняшний день функционирует 14. В их числе трасса «Санки», которая была построена на северном склоне хребта Аибга к Олимпиаде 2014 года. Строительство объекта началось в 2010 году, в ноябре 2012 года здесь прошли первые тестовые спуски по льду. Во время Игр на трассе было разыграно девять комплектов олимпийских медалей в бобслее, санном спорте и скелетоне.
Первым в истории России олимпийским чемпионом по скелетону стал бронзовый призер Олимпийских игр — 2010, чемпион мира, обладатель и призер кубков мира, двукратный чемпион Европы Александр Третьяков: спортсмен завоевал золотую медаль на домашней трассе в 2014 году. По воспоминаниям скелетониста, «Санки» впечатлили его с первого взгляда.
«Мы открывали объект в 2012 году, тогда здесь еще крыша была не до конца сделана. Но уже тогда было понятно, что это колоссальное и грандиозное сооружение. Это отличная трасса в плане инфраструктуры и удобств, скоростная и легкая, где можно проводить соревнования в любую погоду, и на которой всегда приятно кататься», — рассказал Александр Третьяков.
Планировалось, что после Олимпиады объект станет национальным тренировочным центром. Поэтому на трассе проводят спортивные сборы команды со всего мира, проходят всероссийские и международные соревнования по санному спорту, бобслею и скелетону, в числе которых чемпионаты и кубки мира, Европы и России. Каждый следующий сезон становится для «Санок» более масштабным и загруженным, и такая динамика сохраняется по сей день. В целом за 2014−2022 годы на объекте провели более 237 тысяч спусков, за сезон его посещают до 53 команд, здесь проходит порядка 250 мероприятий. Сегодня «Санки» — главная трасса основных и юниорских сборных России по санному спорту, бобслею и скелетону.
«Мы обеспечиваем основные потребности российского спорта и российских регионов, потому что именно они составляют основную массу спусков на трассе. В настоящее время 13 субъектов страны развивают санный спорт, бобслей и скелетон. Так как наша трасса является самым современным в России объектом международного уровня, здесь региональные команды тренируются, готовятся к соревнованиям, участвуют во всероссийских турнирах», — сообщил руководитель группы по организации и проведению спортивных мероприятий санно-бобслейной трассы «Санки» Михаил Хомутов.
Помимо этого, «Санки» имеют солнцезащитные шторки и крышу на протяженности всего трека, что позволяет готовить ледовую поверхность и проводить спуски в любых погодных условиях. К примеру, температура на улице может быть +30 градусов Цельсия, при этом лед будет готов и по нему можно будет спускаться.
Лучшие спортсмены
В начале 2023 года на трассе стартовали тренировочные сборы спортсменов сборных команд России по бобслею и скелетону, также состоялись соревнования: в январе прошло первенство России по скелетону до 24 лет, в феврале — первенство России до 19 лет в дисциплине монобоб. В феврале планируются Спартакиада молодежи по скелетону, Кубок памяти И. В. Иванова по санному спорту, Спартакиада молодежи по санному спорту.
«Это не только мои слова, это подтвердили иностранные спортсмены, итальянцы, к примеру, которые здесь были в прошлом году. Если на некоторых трассах мы бегаем по асфальту, здесь есть великолепная разминочная зона для тренировок в любую погоду. Также на трассе всегда замечательный лед, который специалисты поддерживают на очень высоком уровне», — поделился бобслеист.
Лед — главная ценность и основная составляющая каждой трассы. Ледовая поверхность «Санок» достигает 8,8 тысячи квадратных метров, что сопоставимо с пятью хоккейными площадками. Команда специалистов работает здесь с момента открытия объекта. Набравшись опыта на краснополянской трассе, ледовары делятся мастерством с иностранными коллегами: перед Олимпийскими играми 2018 и 2022 года российские эксперты участвовали в подготовке льда в Корее и Китае.
Желоб трассы представляет собой бетонную конструкцию, внутри которой проходят трубы с аммиаком. Весь лед на «Санках» производится вручную. Трасса намораживается один раз перед началом сезона, в сентябре. За две недели ледовары закрывают солнцезащитные шторки и промывают желоб. Трасса начинает охлаждаться до температуры -3 градуса Цельсия, затем на поверхность наносят ледовое покрытие. После образования минимального количества льда делают профилактику и вырезают желоб: задают конфигурацию входов, выходов и виражей. Во время процесса ледовары перемещаются по желобу с помощью «кошек» — это металлические зубья, которые крепятся к обуви и предотвращают скольжение. Вся процедура намораживания занимает примерно 7−14 дней. Далее объект семь месяцев поддерживается в рабочем состоянии. Размораживается трасса только после завершения спортивного сезона, в апреле.
Так как ледовая поверхность реагирует на погодные условия и постоянно подвергается механическому воздействию, каждые два часа объект приходится закрывать на профилактические работы.