Геннадий Красников высоко оценил подход «Сириуса» к подготовке студентов в области новых технологий

Ученый считает, что соединение опыта «Сириуса» и возможностей РАН может дать синергический эффект в разных сферах научного знания.
Новый президент Российской академии наук Геннадий Красников в августе посетил «Сириус», прочитал лекцию студентам Научно-технологического университета и поделился оценками перспектив развития наукоемких отраслей в интервью нашему изданию.

− Геннадий Яковлевич, находясь в «Сириусе», Вы имели возможность пообщаться со студентами, поделиться знаниями, получить обратную связь. Расскажите о своих впечатлениях.

− В Университете «Сириус» мне, как одному из приглашенных экспертов, представилась возможность познакомиться с образовательными практиками и подходом, который применяется к одаренным учащимся. Студентам, которые учатся по направлению кибербезопасности, я прочитал лекцию на тему «Микроэлектронные и квантовые технологии: состояние и перспективы развития». Рассказал о квантовых вычислениях и передаче данных, постквантовой криптографии, существующих уязвимостях в этой области.

Эта тема требует глубоких знаний в области квантовой физики и математики. Обычно я читаю лекции более подготовленным специалистам, молодым ученым или аспирантам, выходящим на защиту кандидатской, но меня порадовал высокий уровень знаний студентов «Сириуса». Они грамотно формулировали вопросы и во время лекции, и после ее окончания.

Актуальность и значимость кибербезопасности, перспективы ее развития в ближайшее десятилетие сложно переоценить. Мир меняется, широко развиваются робототехника, искусственный интеллект, нейросети и другие технологии. Очень важно, чтобы во всех сферах, куда они проникают, изначально был заложен достаточный уровень безопасности, поэтому нам уже в ближайшее время нужны тысячи высококвалифицированных специалистов.

− Сколько времени нужно, чтобы подготовить квалифицированного молодого специалиста по микроэлектронике? Какими должны быть программы обучения?

— На подготовку грамотного инженера-технолога нужно не менее 10 лет: шесть лет физтеха МГУ, МФТИ или МИЭТ и четыре года аспирантуры. Разработка технологии подразумевает глубокое понимание физики. А после обучения он должен некоторое время поработать по специальности — и только тогда он начнет профессионально понимать предмет. Подготовка программистов или дизайнеров микросхем идет несколько быстрее, но это тоже минимум шесть лет обучения.

Но главное, что у каждого студента, который готовится работать в этой отрасли, должен быть дух исследователя. Закон Мура продолжает работать. Каждые пару лет происходит кратное уменьшение топологических размеров и перестройка на новые технологические подходы. Инженер-микроэлектронщик должен быть в постоянном процессе самообучения, анализировать то, что происходит в ведущих лабораториях мира и применять их опыт.

− Модель «Сириуса» предполагает плотное взаимодействие технологических компаний и обучающихся. Насколько сегодня наши предприятия в сфере микроэлектроники готовы так работать со студентами?

− Существуют различные модели подготовки специалистов. Классический, сформировавшийся в советский период, — вузовские базовые кафедры. Этот подход удобен тем, что ведущие институты готовят специалистов под себя. Второй подход продиктован тем, что в быстро меняющемся мире возникают новые задачи, и, соответственно, нужны другие программы подготовки, например, в области той же кибербезопасности. И здесь опыт «Сириуса» по ускоренному созданию образовательных программ и стандартов очень важен и востребован. Университет «Сириус» обладает хорошей системой контактов для приглашения специалистов с требуемыми компетенциями из других вузов, чтобы оперативно подготовить новый сетевой учебный курс. Академия наук готова в этом начинании помогать, и, уверен, такие курсы будут востребованы на рынке подготовки специалистов.

− Всегда считалось, что Российская академия наук занимается больше фундаментальными задачами, а микроэлектроника и криптография относятся, скорее, к прикладным, которые раньше решали отраслевые институты. Значит ли это, что академия наук разворачивается в эту сторону?

− Как и Жорес Алферов, с которым я много общался, считаю, что любая фундаментальная наука — прикладная. Другое дело, сколько времени проходит от открытия или важного исследования до результата. Иногда пять лет, а иногда пятьдесят или больше. В любом прикладном направлении есть такие базовые фундаментальные аспекты, в которых специалист должен глубоко разбираться. В основе квантовых вычислений, квантовой передачи данных, квантовой криптографии лежат фундаментальные понятия (принцип суперпозиции, спутанного состояния), и чтобы быть высококлассным инженером, необходимо такие феномены квантового мира знать и понимать.

− В спорте наметилась тенденция начинать заниматься с детьми как можно раньше, буквально с трех лет. Применима ли подобная аналогия в науке? Может, чтобы дети освоили огромный массив современных знаний и данных, с ними тоже надо начинать заниматься раньше, с детского сада?

− Если человек хочет посвятить себя инженерному делу, точным наукам, его способности будут заметны уже в начальной школе. Правильным я считаю подход, при котором начиная с 6−7-го класса школьник должен определиться с тем, какая специализация ему ближе, и начать готовиться уже в этом направлении.

− В «Сириусе» запущены проекты «Большие вызовы» и «Сириус.Лето: начни свой проект», а также другие образовательные программы. Видит ли РАН для себя возможность участия в них?

− Современный мир динамичен, и научный подход требует детального переосмысления многих проблем. Это касается не только автоматизации, роботизации, работы с большими данными, но и, например, социальных, даже философских вопросов. Экологический мониторинг, миграционные потоки, безопасное освоение территорий — все это требует долгосрочной подготовки специалистов. Считаю, что соединение опыта «Сириуса» и возможностей РАН может дать синергический эффект в разных сферах научного знания и воплотиться в комплексных программах образования.

Справочно

Красников Геннадий Яковлевич — президент Российской академии наук, известный ученый в области физики полупроводников, полупроводниковых приборов и технологий создания сверхбольших интегральных схем, руководитель НИИ молекулярной электроники, возглавляет советы директоров АО «Микрон» и Научно-исследовательского института точного машиностроения.

Читайте также

Все новости