В своем выступлении для школьников и студентов он обозначил ключевые моменты развития отечественной науки.
Выдающийся российский ученый-физик, руководитель НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Валентинович Ковальчук выступил перед участниками программ Образовательного центра «Сириус» и студентами Научно-технологического университета «Сириус».
Темами его выступления стали советский атомный проект и его значение, будущее и настоящее различных типов энергетики, обеспечение подлинного технологического суверенитета страны.
Атомный проект СССР — это комплекс фундаментальных научных исследований, разработки и внедрения технологий, направленных на практическое использование энергии деления атомных ядер в военной сфере и промышленности, осуществленных коллективом ученых: А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатова, Я. Б. Зельдович, Л. Д. Ландау и других. Итогом проекта стало создание в СССР атомного оружия.
Ученый отметил, что считает реализацию советского атомного проекта своеобразным локомотивом, давшим мощный толчок развития как отечественной фундаментальной науке, так и наукоемкой промышленности. Советский атомный проект стал ядром, вокруг которого стали формироваться новые научные дисциплины, научные школы, целые кластеры экономики и промышленности.
По словам Михаила Валентиновича, обслуживание вычислительных задач проекта дало начало советской информатике и кибернетике. Разработка способов управления ядерными реакциями создала предпосылки для появления новой отрасли энергетики — атомной. В свою очередь, внедрение принципов и технологических решений из атомной отрасли в другие сферы народного хозяйства позволило создать атомный подводный флот, мощные ледоколы, космические аппараты. Для обеспечения нужд атомной отрасли разрабатывались новые материалы и стандарты экологической безопасности. Ядерные технологии стали применяться в медицине. Таким образом, научно-технологическая база, заложенная в 40−50-е годы прошлого века отечественными учеными, обеспечила возможность бурного роста для множества смежных научных дисциплин и технологий. А в конечном счете стала ключевым фактором для сохранения обороноспособности и укрепления подлинного технологического суверенитета страны.
Школьники «Сириуса» получили возможность не только послушать лекцию, но и продемонстрировать свои знания. Сегодня на платформе Образовательного центра и Научно-технологического университета «Сириус» учащиеся имеют возможность создавать и продвигать собственные проекты, вести исследования в лабораториях, перенимать опыт и знания преподавателей и ученых. Михаил Ковальчук еще раз напомнил ребятам, что их стартапы и исследования имеют огромное значение для российской науки и экономики, особенно в условиях жесткой мировой конкуренции.
Темами его выступления стали советский атомный проект и его значение, будущее и настоящее различных типов энергетики, обеспечение подлинного технологического суверенитета страны.
Атомный проект СССР — это комплекс фундаментальных научных исследований, разработки и внедрения технологий, направленных на практическое использование энергии деления атомных ядер в военной сфере и промышленности, осуществленных коллективом ученых: А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатова, Я. Б. Зельдович, Л. Д. Ландау и других. Итогом проекта стало создание в СССР атомного оружия.
Ученый отметил, что считает реализацию советского атомного проекта своеобразным локомотивом, давшим мощный толчок развития как отечественной фундаментальной науке, так и наукоемкой промышленности. Советский атомный проект стал ядром, вокруг которого стали формироваться новые научные дисциплины, научные школы, целые кластеры экономики и промышленности.
По словам Михаила Валентиновича, обслуживание вычислительных задач проекта дало начало советской информатике и кибернетике. Разработка способов управления ядерными реакциями создала предпосылки для появления новой отрасли энергетики — атомной. В свою очередь, внедрение принципов и технологических решений из атомной отрасли в другие сферы народного хозяйства позволило создать атомный подводный флот, мощные ледоколы, космические аппараты. Для обеспечения нужд атомной отрасли разрабатывались новые материалы и стандарты экологической безопасности. Ядерные технологии стали применяться в медицине. Таким образом, научно-технологическая база, заложенная в 40−50-е годы прошлого века отечественными учеными, обеспечила возможность бурного роста для множества смежных научных дисциплин и технологий. А в конечном счете стала ключевым фактором для сохранения обороноспособности и укрепления подлинного технологического суверенитета страны.
Школьники «Сириуса» получили возможность не только послушать лекцию, но и продемонстрировать свои знания. Сегодня на платформе Образовательного центра и Научно-технологического университета «Сириус» учащиеся имеют возможность создавать и продвигать собственные проекты, вести исследования в лабораториях, перенимать опыт и знания преподавателей и ученых. Михаил Ковальчук еще раз напомнил ребятам, что их стартапы и исследования имеют огромное значение для российской науки и экономики, особенно в условиях жесткой мировой конкуренции.
В этом году «Курчатовский институт» выступает партнером проекта «Уроки настоящего». Школьники под руководством ученых будут работать над проектом, темой которого станет новый метод редактирования генома CRISPR/Cas. Он основан на иммунной системе бактерий. Сегодня это наиболее быстро развивающаяся технология в биомедицине.