Плательщики налога – физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
Объекты налогообложения
-
жилой дом;
-
квартира, комната;
-
гараж, машино-место;
-
единый недвижимый комплекс;
-
объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях налогообложения дома (в том числе многоквартирные дома, наемные дома, садовые дома) и жилые строения относятся к жилым домам.
Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 2 статьи 403 Кодекса.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Налоговая база в отношении объекта налогообложения за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Кодекса, в случае, если кадастровая стоимость такого объекта налогообложения, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого объекта налогообложения, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения увеличилась вследствие изменения его характеристик.
- для комнаты, части квартиры – налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 кв. м площади этой комнаты, части квартиры;
- для квартиры, части жилого дома – налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади этой квартиры, части жилого дома;
- для жилого дома – налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади этого жилого дома;
- для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит жилой дом – налоговая база уменьшается на один миллион рублей;
- для объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 - 5 статьи 403 Кодекса, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Налоговый вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 6 и 7 статьи 407 Кодекса, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.
Представительные органы муниципальных образований (законодательные органы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, федеральной территории «Сириус») вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.
Налоговые вычеты применяются без заявления налогоплательщика на основании имеющейся у налогового органа информации о характеристиках объекта налогообложения.
1. | Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней |
2. | Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды |
3. | Участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий |
4. | Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более |
5. | Лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии |
6. | Лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» |
7. | Лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах |
8. | Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» |
9. | Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание |
10. | Граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия |
11. | физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года |
12. | физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику |
13. | родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей |
14. | физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования |
15. | физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства |
Льготы предоставляются в соответствии с п. 4 Решения Cовета федеральной территории "Сириус" от 19 ноября 2021 г. N 1-3/26 Об установлении налога на имущество физических лиц в федеральной территории «Сириус» - родителям (усыновителям, опекунам, попечителям) в многодетных семьях, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Налоговая льгота предоставляется по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот в отношении одного объекта налогообложения каждого вида не используемого в предпринимательской деятельности.
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
- квартира, часть квартиры или комната;
- жилой дом или часть жилого дома;
- помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Кодекса;
- хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Кодекса;
- гараж или машино-место.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Подробную информацию об установленных налоговых ставках и льготах можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом: «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России.
Способы подачи: через «Личный кабинет налогоплательщика»; почтовым сообщением в налоговый орган; путем личного обращения в любой налоговый орган; через МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги.
Результат рассмотрения: уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы с указанием оснований отказа (направляется налогоплательщику способом, указанным в заявлении).
Льгота без заявления (в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы) предоставляется налоговым органом на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральным законом, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу.
Исчисление налога. Налог исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (органы Росреестра), сведений нотариусов, органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц (органы МВД России и т.д.), регистрацию актов гражданского состояния (органы ЗАГС и т.д.), органов, осуществляющих выдачу документов, удостоверяющих личность (органы МВД России и т.д.), а также ранее представленных сведений от организаций (органов), проводивших техническую инвентаризацию.
|
|
|
|
Налоговая ставка, % |
|
Месяцы владения |
|
|
|
|
Налог |
= |
Налоговая база |
Х |
Х |
Х |
Доля в праве |
Х |
Коэффициент к периоду 1,1 |
||
100 |
12 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОЭФФИЦИЕНТ 1.1
Если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета пп. 4 – 6 ст. 408 Кодекса), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта (без учета пп. 4 – 6 ст. 408 Кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1.1, к итоговой сумме налога, предъявляемой к уплате, применяется коэффициент 1.1.
Коэффициент применяется начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. Коэффициент не применяется в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
В течение первых трех налоговых периодов применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы сумма налога, подлежащая уплате, определяется по формуле:
Н (налог) = (Н1 – Н2) x К + Н2
где: Н – сумма налога к уплате; Н1 – налог, исчисленный исходя из кадастровой стоимости; Н2 – налог, исчисленный за последний налоговый период применения в отношении объекта инвентаризационной стоимости; К – коэффициент (за первый налоговый период применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы К = 0,2, за второй период К = 0,4, за третий период К = 0,6).
Данная формула не применяется: если значение Н2 превышает значение Н1; по объектам административно-делового и (или) торгового назначения, включенным в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектам налогообложения, предусмотренным абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения; в субъектах Российской Федерации, где налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости четвертый и последующие налоговые периоды.
не позднее 1 декабря года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговые уведомления направляются плательщикам-физическим лицам не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога.
Налоговые уведомления могут быть переданы физическому лицу одним из следующих способов:
- лично (налоговым органом или МФЦ);
- по почте заказным письмом;
- в электронном виде через интернет-сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (при условии представления в налоговый орган соответствующего согласия).
№ |
КАТЕГОРИЯ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ |
СТАВКА, ПРОЦЕНТ |
1. | Жилые дома, квартиры, комнаты (в зависимости от кадастровой стоимости объекта) | 0,05% - 0,15% |
2. | Объекты незавершенного строительства, гаражи и машино-места, хоз.строения до 50 кв.м. | 0,1% |
3. | Объекты, кадастровая стоимость каждого из которых не превышает 300 млн руб. | 1,4% - 1,7% |
4. | Объекты, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб. | 2% |
Плательщики налога – лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объекты налогообложения – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Не являются объектом налогообложения:
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, зарегистрированные на сельхозтоваропоизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
- воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, зарегистрированные в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – валовая вместимость;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 – единица транспортного средства.
№ |
Категория объекта налогообложения |
Ставка, руб. |
1. | Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
2. | свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
3. | свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
4. | свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
5. | свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
|
Категория налогоплательщика |
Размер |
1. | Герои СССР, герои РФ, герои труда, ветераны ВОВ, ветераны боевых действий | До 150 л.с. |
2. | Многодетные лица (трое и более детей) | До 150 л.с. |
3. | Один из родителей ребенка-инвалида | До 150 л.с. |
4. | Организации и физические лица – в отношении электромобилей | До 150 л.с. |
Способы подачи: через «Личный кабинет налогоплательщика»; почтовым сообщением в налоговый орган; путем личного обращения в любой налоговый орган; через МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги.
Результат рассмотрения: уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы с указанием оснований отказа (направляется налогоплательщику способом, указанным в заявлении).
Льгота без заявления (в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы) предоставляется налоговым органом на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральным законом, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
|
|
|
|
|
|
Кол-во месяцев владения |
|
|
Налог |
= |
Налоговая |
Х |
Налоговая |
Х |
Х |
Повышающий коэффициент |
|
12 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
– в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
– в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 31 марта очередного налогового периода на официальном интернет-сайте Минпромторга России.
не позднее 1 декабря года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом
Налоговые уведомления направляются плательщикам-физическим лицам не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога.
Налоговые уведомления могут быть переданы физическому лицу одним из следующих способов:
-
лично (налоговым органом или МФЦ);
-
по почте заказным письмом;
-
в электронном виде через интернет-сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (при условии представления в налоговый орган соответствующего согласия).
Плательщики налога – лица, обладающие налогооблагаемыми земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не являются объектом налогообложения
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого участка.
Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Налоговая база в отношении земельного участка за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.
№ |
Категория (вид пользования) |
Ставка, процент |
1. | Земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного производства | 0,03% |
2. | Земельные участки для ИЖС, ведения ЛПХ, земельные участки общего назначения, в зависимости от лица владения (физическое лицо, юридическое, в предпринимательской деятельности) | 0,05 % - 0,024% |
3. | Земельные участки для размещения торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг | 0,85% |
4. | Земельные участки, занятых спортивными зданиями, строениями, сооружениями, предоставляемыми на безвозмездной основе спортивным школам и учреждениям | 0,12% |
5. | Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц, кемпингов, домов отдыха, пансионатов | 1,2% |
6. | земельных участков предназначенных для размещения гаражей и автостоянок коллективного пользования, а также для хранения личного автотранспорта граждан, и не используемых в предпринимательской деятельности | 0,2% |
Способы подачи: через «Личный кабинет налогоплательщика»; почтовым сообщением в налоговый орган; путем личного обращения в любой налоговый орган; через МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги.
Результат рассмотрения: уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы с указанием оснований отказа (направляется налогоплательщику способом, указанным в заявлении).
Льгота без заявления (в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы) предоставляется налоговым органом на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральным законом, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу.
|
|
|
|
Налоговая ставка, % |
|
Месяцы владения |
|
|
|
|
Налог |
= |
Налоговая база |
Х |
Х |
Х |
Доля в праве |
Х |
Коэффициенты |
||
100 |
12 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. | Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы |
2. | Инвалидов I и II групп инвалидности |
3. | Инвалидов с детства, детей-инвалидов |
4. | Ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий |
5. | Физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» |
6. | Физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах |
7. | Физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику |
8. | Пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание |
9. | Физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года |
10. | Физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей |
Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
В случае государственной регистрации прав на построенные жилой дом (многоквартирный дом) или на любое помещение в указанном жилом доме (многоквартирном доме) до истечения трехлетнего срока сумма налога, исчисленного за период применения коэффициента 2, подлежит перерасчету с учетом коэффициента 1.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, и жилищного строительства, осуществляемого на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенные жилой дом (многоквартирный дом) или на любое помещение в указанном жилом доме (многоквартирном доме).
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенные жилой дом или на любое помещение в указанном жилом доме.
В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пункта 7, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Кодекса), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пункта 7, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками-физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии со статьей 396 Кодекса (без учета положений пункта 7, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пункта 7, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Кодекса, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Данные положения не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 7.1, 7.2, 15, 16 и 16.1 статьи 396 Кодекса.
не позднее 1 декабря года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговые уведомления направляются плательщикам-физическим лицам не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога.
Налоговые уведомления могут быть переданы физическому лицу одним из следующих способов:
-
лично (налоговым органом или МФЦ);
-
по почте заказным письмом;
-
в электронном виде через интернет-сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (при условии представления в налоговый орган соответствующего согласия).
В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам налоговые уведомление для уплаты налогов.
Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.09.2022 № ЕД-7-21/866@ и включает сумму налога, подлежащую уплате, сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, сроке уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).
В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 300 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в году, по истечении которого утрачивается возможность направления такого налогового уведомления1.
Налоговое уведомление может быть направлено налогоплательщику по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через МФЦ) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 20.10.2022 № ЕД-7-21/947@).
Налоговое уведомление за налоговый период 2023 года должно быть исполнено (налоги в нём оплачены) не позднее 2 декабря 2024 года.
1 После вступления в силу соответствующих изменений в абзаце четвертом пункта 4 статьи 52 НК РФ.
При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения.
Транспортный налог
- при расчете налога применен сформированный Минпромторгом России Перечень (https://minpromtorg.gov.ru/docs/list/?pdfModa1ID=66d31fb1-06db-4b83-8e4c-36042fed9b80&fileModa1ID=d15b8fe2-4a36-459a-b316-2b001b5c1a18) легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. за 2023 год, размещенный на официальном сайте Минпромторга России (для налогообложения с применением повышающего коэффициента 3 используются позиции Перечня для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и средней стоимостью от 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет);
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
Земельный налог
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);
- применены ограничения роста налоговой базы в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, в случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2023 (в т.ч. в результате проведения в 2022 г. нового тура государственной кадастровой оценки земель и утверждения его результатов) для расчета налога за налоговый период 2023 года применена кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 01.01.2022, за исключением случаев, если кадастровая стоимость земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.
С информацией о кадастровой стоимости земельного участка можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости в МФЦ или на официальном сайте Росреестра.
Налог на имущество физических лиц
- для расчета налога за налоговый период 2023 года применена кадастровая стоимость объектов недвижимости, при этом для исчисления налога использованы коэффициенты:
10-типроцентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, кроме гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения);
0.6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости – применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, кроме гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения);
0.6 (в 2023 году был 0.4) – для г. Севастополя где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (городов федерального значения) по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговом органе или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8800 – 222-22-22).
Транспортный налог.
Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);
2) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 10 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей для налогового периода 2023 года;
3) наличие иных оснований (например, в результате утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, и т.п.).
Земельный налог.
Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);
2) изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, вследствие изменения характеристик земельного участка (вида разрешенного использования, категории земель, площади), притом что отсутствуют основания для применения ограничения роста налоговой базы, предусмотренного пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;
3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от органов Росреестра и т.п.).
Налог на имущество физических лиц.
Рост налога может обуславливаться изменением налоговых ставок или отменой льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения). С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
- по транспортному налогу: главой 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;
- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.
С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/) либо обратившись в налоговые органы или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Шаг 2. Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.
Транспортный налог
Освобождение от уплаты налога может быть предусмотрено законами субъектов Российской Федерации для определенных льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.), а также статьей 356.1 НК РФ для отдельных категорий налогоплательщиков (в т.ч. лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида), на которых зарегистрированы транспортные средства, имеющие место нахождения в федеральной территории «Сириус».
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/) либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Земельный налог
Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; предпенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; многодетные; другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельных участков.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/) либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Налог на имущество физических лиц
Льготы для 16-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ. Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности. Льгота освобождает от уплаты налога в отношении одного объекта каждого вида с максимально исчисленной суммой налога: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.
При этом налоговая льготы в соответствии с пунктом 1 статьи 407 НК РФ не предоставляется в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Шаг 3. Убедившись, что налогоплательщик относиться к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но налоговая льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через личный кабинет налогоплательщика; почтовым сообщением; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ.
Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.
Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:
1) для пользователей личного кабинета налогоплательщика – через этот сервис на сайте ФНС России;
2) для иных лиц: посредством личного обращения в любой налоговый орган либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).
При наличии оснований для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления налоговый орган не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): пересмотрит ранее начисленную сумму налога, сформирует (при наличии оснований) новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит ответ на обращение налогоплательщика (разместит его в личном кабинете налогоплательщика).
Дополнительную информацию можно получить по телефону налогового органа или контакт-центра ФНС России: 8 800 – 222-22-22.
При этом налоговые уведомления, по общему правилу, не направляются по почте заказными письмами на бумажном носителе в следующих случаях:
1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;
2) если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 300 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налогового уведомления2;
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика;
4) налогоплательщик направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на ЕПГУ.
В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговый орган либо направить информацию через личный кабинет налогоплательщика или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые не получали налоговые уведомления за какой-либо налоговый период и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 23.12.2022 № ЕД-7-21/1250@).
2 После вступления в силу соответствующих изменений в абзаце четвертом пункта 4 статьи 52 НК РФ.
- налогоплательщик должен быть зарегистрирован в единой системе идентификации и аутентификации на ЕПГУ;
- налогоплательщик направил через ЕПГУ уведомление о необходимости получения документов от налоговых органов через ЕПГУ (форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 12.05.2023 № ЕД-7-21/309@).
На основании такого уведомления налоговый орган разместит в личном кабинете пользователя ЕПГУ адресованные ему налоговые уведомления.
Пользователь ЕПГУ сможет оплатить начисления налогов из налогового уведомления онлайн в личном кабинете ЕПГУ.
Основания использования типового устава:
* статья 52 Гражданского кодекса РФ;
* статья 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Типовой устав – это стандартизированный учредительный документ, содержащий перечень обязательных сведений об организации. Основным преимуществом типового устава является экономия времени на составление, утверждение и регистрацию в налоговом органе. Его использование снижает риск отказов в регистрации организации из-за несоответствия пунктов устава законодательству.
Плюсы типового устава:
* 100% готовность – в нём ничего не нужно доделывать, «взял и выбрал»;
* Бесплатный – этот устав точно за 0 рублей;
* Экономичный – не нужно платить пошлину, чтобы заказывать копию устава, – он будет в постоянном доступе на официальном сайте ФНС России;
* Обезличенный – в тексте типового устава нет названия компании, места нахождения и размера уставного капитала (эти данные указываются в протоколах учредителей, заявлениях на регистрацию и ЕГРЮЛ);
* Лёгкий – не нужно подавать на регистрацию в налоговый орган;
* Небумажный – его не нужно специально хранить и просто не получится потерять;
* Узаконенный – типовые уставы утверждены уполномоченным органом – Министерством экономического развития (приказ от 01.08.2018 № 411).
Выберите один из 36 типовых уставов. Их можно выбрать как вновь создаваемому, так и уже действующему обществу. Просто ответьте на несколько вопросов и сервис автоматически подберёт подходящий устав.
Для этого воспользуйтесь бесплатным сервисом «Выбор типового устава», на официальном сайте налоговой службы (https://service.nalog.ru/statute/).
Если у ИП до 2 декабря появится недоимка по уплате других налогов, то зачтенная сумма с обязательств по имущественным налогам распределится в счет погашения обязательств с более ранним сроком.
Пример
13 сентября в личный кабинет поступило налоговое уведомление на уплату имущественных налогов на 500 рублей. 16 сентября вы пополнили ЕНС на эту сумму, и она была зарезервирована в счет уплаты имущественных налогов по сроку 2 декабря.
30 октября наступила обязанность по уплате авансового платежа по УСН. Если на эту дату на ЕНП нет средств, то производится автоматическое перераспределение 500 рублей с имущественных налогов в УСН без начисления пеней. То есть выполняется уплата УСН как обязанность с более ранним сроком.
Поэтому до 2 декабря потребуется внести на ЕНП 500 рублей для исполнения налогового уведомления.